Вопль ацтекского свистка смерти был последним, что слышали многие жертвы кровавых ритуалов перед тем, как встретить свою безвременную кончину. Леденящий душу звук описывается как «самый страшный звук в мире» и представляет собой что-то среднее между жутким порывом свистящего ветра и «криком тысячи трупов». Исследование показало, что этот инструмент сегодня так же страшен для людей, как и 500 лет назад.
Ученые из Цюрихского университета воспроизвели звук ацтекского свистка смерти группе добровольцев и записали реакцию их мозга.
Участники, услышавшие этот звук, сообщили, что почувствовали страх, в то время как сканирование мозга показало, что этот звук приводит слушателя в состояние повышенной готовности, активируя нейронные области, связанные с основными эмоциями, такими как ярость, страх и горе.
Исследователи полагают, что свистки могли использоваться для запугивания жертв и зрителей во время ритуалов человеческих жертвоприношений.
Ведущий автор исследования профессор Саша Фрюххольц рассказал: «Звук грубый и пронзительный, и слушателям такие звуки обычно не нравятся».
Итак, хватит ли у вас смелости послушать это?
Ацтекские свистки смерти, или свистки-черепа, — это необычный музыкальный инструмент, найденный в захоронениях, датируемых периодом с 1250 по 1521 год нашей эры. Их необычная черепообразная форма долгие годы озадачивала археологов, пока один отважный исследователь не решил подуть в отверстие в верхней части одного из артефактов. При игре с усилием получался какофонический, пронзительный вой, напоминающий человеческие крики.
Археологи пока не уверены, для чего использовались эти необычные инструменты, но некоторые предполагают, что они могли использоваться либо для устрашения противника во время боя, либо как часть ритуалов человеческих жертвоприношений.
Чтобы узнать больше, исследователи решили проверить, как современные слушатели, не знакомые с ацтекским свистком смерти, будут реагировать на этот звук.
Профессор Фрюххольц сказал: «Поскольку свист черепа ацтеков по звучанию близок к человеческому крику, мы хотели выяснить, есть ли у людей такая же негативная и отталкивающая реакция на звуки ацтекского свистка смерти».
Группе европейских участников были воспроизведены записи настоящих ацтекских свистков смерти, их копии и свистки, созданные самим исследователем, а также ряд других записанных звуков.
Затем участников попросили описать то, что они услышали, и какие ощущения они при этом испытали, в то время как активация их мозга регистрировалась с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ).
Почти у всех этот звук вызывал сильную негативную эмоциональную реакцию, а также чувство срочности и возбуждения. По воздействию на слушателя свисток смерти оказался наиболее схож со звуками огнестрельного оружия, сирен, сердитых голосов и криков боли или страха.
Исследователи предполагают, что ацтекский свисток смерти мог быть создан для имитации некоторых естественных звуков, таких как крики, и воспроизведения эффекта, который они оказывают на слушателя.
Предыдущие исследования показали, что свисток смерти работает, производя несколько тонов одновременно, когда воздух сталкивается в разных его камерах.
Анализируя акустический профиль различных свистов, исследователи обнаружили, что полученный «шумный и грубый» звуковой профиль содержит эффекты, обычно встречающиеся в криках приматов и «устрашающей музыке». Фактор страха усиливается за счет включения тонов, типичных для человеческой речи и криков.
Однако исследователи заметили еще одну интересную деталь в ответах слушателей. Помимо описания своих ощущений от звука, каждого участника также попросили дать описание звука.
Самым распространённым сравнением был человеческий крик. Однако участники также называли ряд искусственных звуков, таких как шум чайников, бензопил, поездов или машин.
В своей статье, опубликованной в журнале Communications Psychology, исследователи предполагают, что это необычное сочетание естественного и неестественного может быть одной из причин, по которой ацтекский свисток смерти настолько страшен.
Профессор Фрюххольц говорит: «С помощью фМРТ мы обнаружили, что звуки имеют как аффективную [эмоциональную] природу, так и более абстрактную и символическую природу, которая запускает ассоциативные механизмы в мозге».
Когда слушатель слышал свист смерти, это вызывало всплеск активности в областях мозга, отвечающих за слуховую обработку, поскольку мозг пытался определить источник звука. Эта внезапная активация, как правило, сбивает мозг с толку, оставляя его на мгновение ошеломленным и сбитым с толку. Ацтеки, возможно, использовали этот шокирующий эффект как способ вызвать страх у аудитории.
Однако археологи до сих пор не уверены, была ли эта аудитория приближающейся вражеской армией или собранием верующих, совершающих культ человеческих жертвоприношений.
Поскольку звук настолько устрашающий, вполне возможно, что свисток смерти использовался во время войны, однако профессор Фрюххольц и его соавторы считают, что ритуальное объяснение более вероятно.
Ацтекские свистки смерти были найдены в руках жертв ритуальных жертвоприношений в храмах, таких как храм Эхекатля-Кецалькоатля в Мехико. Аналогичным образом изображение черепа, синонимичное ацтекскому свистку смерти, может означать Миктлантекутли, ацтекского владыку подземного мира.
В своей статье профессор Фрюххольц и его соавторы пишут: «Учитывая как отталкивающую/пугающую, так и ассоциативную/символическую природу звука, а также известные в настоящее время места раскопок ритуальных захоронений с человеческими жертвоприношениями, использование в ритуальных контекстах кажется весьма вероятным, особенно в жертвенных обрядах и церемониях, связанных с умершими».
«Свистки в виде черепов могли использоваться для устрашения людей, приносивших человеческие жертвы, или церемониальной публики, но здесь необходимо дополнительное перекрестное документирование».
There is no ads to display, Please add some