На днях весь мир облетело тревожное известие: глубоководный аппарат «Титан», направлявшийся к месту затопления легендарного теплохода «Титаник» в Атлантическом океане, внезапно исчез с радаров, связь с ним была потеряна. Спустя три дня бесплодных поисков батискаф официально был признан потерпевшим крушение, а вслед за этим были найдены и обломки судна, однако тела людей, находившихся на его борту, так и не были обнаружены.
Этот инцидент вызвал массу споров и обсуждений в общественных кругах: одни считают, что причиной крушения могла стать техническая ошибка или человеческий фактор и трагедии вполне можно было избежать; другие твёрдо убеждены в том, что «Титан» заведомо был обречён на погибель и именуют это не иначе как «проклятием Титаника». Так кто же из них более близок к истине и какие имеются основания и доводы в пользу той или иной версии?
Крушение батискафа «Титан» произошло 18 июня 2023 года. Судно пропало без вести после очередного погружения к месту затонувшего весной 1912 года лайнера «Титаник». На борту батискафа находились пять человек, включая трёх туристов: британского бизнесмена и космического туриста Хамиша Хардинга, британо-пакистанского бизнесмена и главу корпорации Dawood Hercules Шахзада Давуда, а также его 19-летнего сына Сулеймана. Каждый из них заплпатил за погружение по 250 000 долларов.
Пилотировали подводный аппарат Поль-Анри Наржоле, бывший командир французского флота, дайвер и член Французского института исследований и эксплуатации моря (IFREMER), а также Стоктон Раш, генеральный директор и основатель компании OceanGate Inc, разработавший батискаф «Титан».
В прессе много пишут о том, что, дескать, на безумную глубину почти в 4 км отправились люди с большими деньгами, но без соответствующих знаний и необходимого опыта. На самом же деле 77-летнего Наржоле называли «Мистер Титаник», поскольку он погружался к обломкам 37 раз и как никто другой знал, как именно проходят такие погружения. Миллиардер Хэмиш Хардинг летал в космос с Джеффом Безосом и поставил рекорд по количеству проведенного на максимальной глубине времени: он вместе с напарником опускался в Марианскую впадину. Что касается Давуда, то он, среди прочего, финансировал проект SETI, занимающийся поиском внеземных цивилизаций. Стоктон был инженером, пилотом, участвовал в нескольких подводных экспедициях и неоднократно лично тестировал свой подводный аппарат.
Сам «Титан» возил пассажиров к обломкам уже дважды: с 2021 года компания OceanGate доставила на нём к «Титанику» около 60 коммерческих клиентов и 15—20 учёных. Впрочем, проблемы с потерей связи и вопросами безопасности возникали и раньше, однако Стоктон и его команда не придавали им особого значения. Нынешнее погружение стало для батискафа третьим — и последним. Что же произошло на этот раз?
Связь с батискафом прервалась через 1 час 45 минут после его погружения. Почти сразу была организована поисковая операция, в которой участвовали корабль канадской береговой охраны и военный самолёт, однако результатов она не принесла. Оставалось только ждать и надеяться на лучшее. По расчётам экспертов, запаса кислорода на «Титане» находилось примерно на 96 часов, то есть он должен был иссякнуть утром 22 июня. Именно в этот день стало известно, что подводные микрофоны секретной системы акустического обнаружения ВМС США зарегистрировали звук имплозии «Титана» через некоторое время после того, как с батискафом была потеряна связь.
Нахождение разрозненных останков судна подтвердило самые худшие опасения: батискаф взорвался прямо во время погружения. Причиной стало высокое давление, возможная разгерметизация и последовавшая за ней имплозия — взрыв, направленный внутрь: батискаф буквально раздавило, как консервную банку. Люди на борту, очевидно, погибли мгновенно, даже не успев осознать, что произошло.
Казалось-бы: нет в этой трагической истории ни капли мистики, если бы не как минимум два странных обстоятельства, заставляющих задуматься. Первое, что непременно бросается в глаза — это схожесть, практически идентичность названий судов, фигурирующих в нашем рассказе. А ведь в греческой мифологии, откуда и были взяты имена и «Титаника», и «Титана», боги Олимпа сокрушают непокорных могучих титанов и низвергают их в морскую пучину. Здесь волей-неволей вспоминается старая поговорка: «Как корабль назовёшь — так он и поплывёт».
Однако обнаружилось ещё одно, возможно даже более интригующее совпадение. Как оказалось, жена пилота Стоктона Раша — Венди Вейл — была праправнучкой Исидора и Иды Штраусов, погибших при крушении Титаника.
Судьба Иды и Исидора Штраус, путешествовавших на «Титанике», вошла в историю. Штраус тоже был миллионером — ему принадлежал известный магазин Macy’s в Нью-Йорке. Когда стало понятно, что корабль идет ко дну, Иде предложили место в шлюпке, однако она отказалась: «Нет, я не расстанусь с мужем. Как мы жили, так и уйдем вместе». Тогда Исидору Штраусу предложили сесть в лодку вместе с женой ввиду его возраста, но и он отказался: «Нет! Я не хочу, чтобы для меня делали исключения, если другим не предлагают того же». Супруги сели в кресла на застекленной палубе «А», а когда «Титаник» стал уходить под воду, поднялись выше. Больше их никто не видел…
Так есть ли основания считать, что судьба «Титана» была заранее предопределена зловещей аурой затонувшего более века назад гиганта? Это каждый решает для себя сам, однако не стоит забывать о том, что мистические совпадения преследовали легендарный «Титаник» и ранее, причём некоторые из них очень сложно объяснить с точки зрения здравого смысла.
Так, ещё в 1898 году, за 14 лет до рокового путешествия через Атлантику, писатель-фантаст Морган Робертсон написал повесть «Тщета», фактически предсказавшую реальные события. В повести описывается лайнер «Титан», который считался непотопляемым и по описанию походил на «Титаник». По сюжету корабль отправляется из порта в апреле и, идя на предельной скорости, около полуночи сталкивается с айсбергом. Результатом столкновения становится повреждение правого борта, из-за которого «Титан» идет ко дну. Большинство людей на борту тонет вместе с кораблем из-за нехватки шлюпок.
А в 1874 году американская писательница Селия Такстер написала стихотворение «Свидание», в котором описывается встреча корабля и айсберга. Пассажиры не пережили этого столкновения. Несколько деталей и у Робертсона, и у Такстер кажутся невероятно, пугающе точными: безлунная ночь, игнорирование сообщений об опасности, высокая скорость, правая сторона борта, отсутствие шлюпок, не говоря уже об имени корабля.
Знаменитый режиссёр и автор блокбастера «Титаник» (1997) Джеймс Кэмерон утверждает, что с самого начала знал о том, что экипаж «Титана» мёртв. Он рассказал, что «нутром почуял неладное», когда только стало известно о потере связи с подлодкой. «Когда одновременно из строя выходят электроника, система связи и транспондер слежения, это указывает на самое худшее, что могло произойти», — добавил режиссер.
Режиссер увидел «кошмарную иронию» в гибели «Титана» недалеко от «Титаника». Потому что капитанов обоих судов не раз предупреждали об опасности, но оба они эти предупреждения просто проигнорировали. По словам Кэмерона, с самого начала ему было очевидно, что компания OceanGate идет «по пути катастрофы».
There is no ads to display, Please add some